boxing_cat (boxing_cat) wrote in ru_steampunk,
boxing_cat
boxing_cat
ru_steampunk

Развитие советской железной дороги

Originally posted by holy_mozart at Развитие советской железной дороги
На путях бывшего Варшавского вокзала, под открытым небом, расположился музей, где размещены экспонаты, рассказывающие об истории советского паровозо- и вагоностроения.

Так как я очень неравнодушен к железнодорожной тематике, я не мог не посетить этот музей в Санкт-Петербурге.


Собранная здесь коллекция поражает своим многообразием, я не ожидал увидеть здесь так много экспонатов. Несмотря на сильный снегопад, я бегал вокруг поездов как ребенок, пока не обошел всю территорию музея.

Посвящается всем любителям железнодорожной романтике. Давайте проследим, как развивалось вагоностроение в наших странах.

01. Здание Варшавского вокзала. Ныне в нем располагается ТРЦ "Варшавский Экспресс".


02. Основу экспозиции составляют натурные образцы железнодорожной техники, собранные Октябрьской дорогой. Музей располагает коллекцией паровозов отечественной и зарубежной постройки, эксплуатировавшихся на дорогах России и СССР.


03. Танк-паровоз Ь 2023. Конструкционная скорость 45 км\ч. Один из старейших локомотивов, сохранившихся в России, построен Коломенским заводом для Владикавказской ж.д. в 1897 г. До середины 1980-х гг. работал в депо Грозный Сев.-Кавказской ж.д.


04. Товарный паровоз ОД 1080. Конструкционная скорость 55 км\ч. Построен Брянским заводом в 1900 году для Екатерининской железной дороги.


05. Товарный паровоз Ов 6640. Конструкционная скорость 55 км\ч. Построен Путиловским заводом в 1902 г. Основной грузовой паровоз дореволюционной России, построено около 8 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны использовался в составе бронепоезда.


06. Служебный салон-вагон китайско-восточной железной дороги. Построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в г.Рига для Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1902 г. Имеет конструкцию кузова типа Полонсо с несущими нижними полустенками из толстых железных листов, в связи с чем вагоны данного типа иногда назывались «бронированными». С 1935 по 1945 гг. КВЖД эксплуатировалась под японским надзором, с большой вероятностью можно утверждать, что в этот период император Манчжоу-Го Пу И использовал вагон для служебных и частных поездок. В конце 1940-х гг. возвращен в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями.


07. Вагон четырехосный типа СВПС №1818. Количество мест: 1 класса – 8, 2 класса – 10. Кузов деревянный с вертикальной реечной обшивкой. Построен для международного общества спальных вагонов в период 1903-1914 гг. Тверским заводом.


08. Танк-паровоз ТТ-1770. Конструкционная скорость 65 км\ч. Построен на заводе Юнга в Германии в 1913 г. Тип Т9.3 Прусских королевских железных дорог, впоследствии серия 91 железных дорог Германии. Паровозы серии 91 поступили на железные дороги СССР в ходе второй мировой войны и получили обозначение серии ТТ – «Трофейная трехпарка».


09. Товарный паровоз Ел 534. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Американской паровозостроительной компанией (АЛКО) в Скенектеди в 1917 году. Всего американскими заводами в период 1915-1918 гг. для России было изготовлено около 1000 паровозов типа 1-5-0 серий Еф, Ес, Ек, Ел.


10. Товарный паровоз Эш 4444. Конструкционная скорость 65 км\ч. В 1921-1924 гг. по советскому заказу в Германии и Швеции было построено 1200 паровозов серии Э, получивших соответственно обозначение Эг (700 шт.) и Эш (500 шт.). Паровоз Эш 4444 построен заводом Нюдквист и Гольм в 1922 г. В годы войны входил в состав колонны паровозов особого резерва и эксплуатировался на прифронтовых линиях.


11. Снегоочиститель двухосный однопутный системы инженера Бьерка. Построен Сормовским заводом в 1921 г.


12.


13. Опытный тепловоз системы Я.М. Гаккеля Гэ1 (позднее Юэ №002, Щ-ЭЛ-1, Щэл 1). Конструкционная скорость 75 км\ч. Изготовлен ленинградскими заводами «Балтийский судостроительный» и «Красный путиловец» в 1924 г. Является первым отечественным тепловозом. Проходил испытания на Московско-Курской ж.д. в 1926-1927 гг. С 1934 по 1941 г. использовался на Южной ж.д. в качестве электростанции.


14. Промышленный бестопочный паровоз №9305. Построен заводом Шварцкопф (Германия) для СССР в 1928 г. Работал на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе.


15. Грузовой паровоз ФД 20-1103. Конструкционная скорость 85 км\ч. Паровозы ФД (Феликс Дзержинский), построенный в 1932-1941 гг. в количестве около 3211 шт., были самыми мощными грузовыми паровозами СССР серийной постройки. Паровоз ФД 20-1103 построен Ворошиловоградским заводом им. Октябрьской революции в 1936 г. В годы войны эксплуатировался как ФДр (разгруженный) с двухосной поддерживающей тележкой под топкой для уменьшения нагрузки на путь.


16. Прицепной вагон электропоезда См – 1027. Конструкционная скорость 85 км\ч. Построен Мытищинским вагоностроительным заводом в 1932 г. как серия Св, при этом использовалось электрооборудование английской фирмы «Метрополитен Виккерс». Первоначально предназначен для работы на напряжении контактной сети 1,5 кВ, в 1956 г. переоборудован на напряжение 3 кВ (переобозначен См) и в дальнейшем переделан для выхода на низкие платформы.


17. Грузовой электровоз Cc-14. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен в 1933 г. В 1932 г. в СССР для работы на Сурамском перевале Закавказской ж.д. поступили 8 электровозов С, построенных американской фирмой Дженерал Электрик. Заводы Коломенский и «Динамо» построили в 1932-1934 гг. 21 аналогичный электровоз Сс (Сурамский Советский). Эти локомотивы стали первым типом магистрального электровоза на железных дорогах СССР. С 1950-х гг электровозы оснащались новых электрооборудованием и получали индекс «М» (модернизированный).


18. Грузовой паровоз Эм 730-31. Конструкционная скорость 65 км\ч. Построен заводом «Красное Сормово» в 1934 г.


19. Бронеплатформа двухосная №911-045. Изготовлена на базе двухосной платформы, построенной Харьковским заводом в 1935 г. Во время Великой Отечественной войны бронеплатформы, оснащенные зенитными пушками или пулеметами использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации.


20. Бронеплатформа четырехосная №971-7518. Изготовлена на базе четырехосной платформы, построенной Днепровским заводом им. газеты «Правда» в 1930-х гг. Оснащалась двумя корабельными орудиями, установленными на поворотных турелях.


21. Промышленный паровоз 9П-15387. Конструкционная скорость 35 км\ч. Построен Муромским заводом им. Ф.Э. Дзержинского в 1953 г. Паровозы 9П предназначались в основном для работы на подъездных путях промышленных предприятий. Использовались также в локомотивных депо, т.к. благодаря небольшой длине хорошо подходили для работы на поворотном круге. Строились в 1936-1957 гг.


22. Электровоз промышленный двухосный. Построен Подольским крекинго-электровозостроительным заводом (механическая часть) и электромашиностроительным заводом «Динамо» (электрическая часть) в начале 1930-х гг. Работал на подъездном пути Московского электролампового завода до 1986 года, где был обозначен номером 4. Старейший сохраненный отечественный промышленный электровоз.


23. Грузовой паровоз Сом17-1137. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Харьковским заводом им. Коминтерна в 1938 году. Первоначально был оборудован вентиляторной тягой и тендером-конденсатором. Работал на Западной, Южно-Уральской, Рязано-Уральской, Омской, Северо-Кавказской, Октябрьской железных дорогах до 1963 года.


24. Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Максимальная дальность стрельбы 30 км. Скорострельность 2 выстр\мин. Построена на Николаевском государственном заводе имени А. Марти в 1938 г. Всего построено 3 установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора «Императрица Мария».


25. Участвовали в советско-финской войне 1939-1940 гг. С июня по декабрь 1941 г. принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий линкора «Александр III», закупленных в Бизерте (Сев. Африка). Состояли на вооружении до 1991 г., списаны в 1999 г.


26. Железнодорожный кран ДЖ-45 №71 «Январец». Макс. грузоподъемность главного крюка 45 т. Скорость передвижения своим ходом 8,3 км\ч. Построен на заводе им. Январского восстания в г. Одесса в 1939 г.


27. Автомотриса 4х-осная АВ 758. Конструкционная скорость 110 км\ч. Количество мест для пассажиров: мягких - 24, жестких - 28. Изготовлена в Румынии на заводе Малакса в 1939 г. На советские ж.д. поступила во время войны 1941-1945 гг. Использовалась руководством Октябрьской ж.д. до 1989 г.


28. Грузовой паровоз Тк3 1105. Конструкционная скорость 60 км\ч. Построен заводом Локомо в г. Тампере (Финляндия) в 1943 г. для Финских ж.д. и работал на них. Паровозы данной серии были самыми многочисленными среди трофейных и репарационных финских локомотивов, эксплуатировавшихся на Октябрьской ж.д. в 1940-1950-е гг. В СССР обозначались К5, что соответствовало финскому обозначению серии до 1942 г.


29. Грузовой паровоз ТЭ 6769. Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен заводом Флоридсдорф (Австрия) в 1943 г. для Германии. Поступил в СССР в качестве военного трофея. Переделан с западноевропейской (нормальной) на широкую колею на заводе Бухарест-Гривица (Румыния) в 1950 г. Работал на Одесско-Кишиневской, Литовской, Белорусской ж.д.


30. Грузовой паровоз Эр 750-04. Конструкционная скорость 65 км\ч. Выпущен в 1943 г. Паровозы серии Эр 750 построены Коломенским заводом в 1943-44 гг. в количестве около 22 шт. с использованием котлов пассажирских паровозов Су, постройка которых не была завершена в 1941 г. из-за начала Великой Отечественной войны. В дальнейшем послужил прототипом для многочисленных паровозов Эр послевоенной заграничной постройки.


31. Грузовой паровоз Еа 2201. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен заводом Baldwin в 1944 г. для СССР по ленд-лизу. Работал с 1944 г. на экспериментальном кольце ЦНИИ НКПС под Москвой, с 1955 г. на Дальневосточной ж.д.


32. Тепловоз Да20-09. Конструкционная скорость 96 км\ч. Построен в 1944 году заводом АЛКО (Американская Локомотивостроительная Компания, США). Тепловозы Да начали эксплуатироваться с 1945 г. на Ашхабадской ж.д., работали на Северо-Кавказской ж.д.


33. Грузовой паровоз Л 2298. Конструкционная скорость 80 км\ч. В период с 1945 по 1955 г. Коломенским Ворошиловградским и Брянским заводами построено 4199 шт. паровозов данной серии. Паровоз Л 2298 построен Коломенским паровозостроительным заводом в 1953 г. в честь XII съезда ВЛКСМ.


34. Грузопассажирский тепловоз ТЭ1-20-135. Конструкционная скорость 93 км\ч. Отечественный вариант тепловоза Да, поставлявшегося из США по ленд-лизу. Построен в 1949 г. Всего в 1947-1950 гг. Харьковским заводом транспортного машиностроения построено около 300 тепловозов этой серии.


35. Грузовой паровоз СО17-2413. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Красноярским паровозостроительным заводом в 1948 г. к юбилею 30-летия ВЛКСМ. Работал на Пермской, Октябрьской ж.д.


36. Грузопассажирский тепловоз ТЭ5-20-03 (опытный образец). Конструкционная скорость 93 км\ч. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения в 1948 г. Является модификацией тепловоза ТЭ1 для работы в условиях Крайнего Севера. Работал на Московско-Курской, Северной, Оренбургской и Туркестано-Сибирской ж.д.


37. Пассажирский паровоз Су 253-15. Конструкционная скорость 115 км\ч. Построен заводом «Красное Сормово» им. А.А. Жданова в 1950 г. Работал только на Октябрьской ж.д. в депо Дно, Ленинград-Сортировочный-Витебский, Великие Луки, Новгород. Использовался с 1976 г. в качестве котельной на асфальтобетонном заводе в поселке Прибрежный Калининградской обл.


38. Пассажирский паровоз С.68. Конструкционная скорость 115 км\ч. Сохранился в единственном экземпляре. Исключен из из инвентаря МПС в 1960 г. и использовался в качестве котельной на московском заводе железобетонных изделий.


39. Грузовой паровоз ЛВ18-002 (ОР18-002). Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен Ворошиловоградским паровозостроительным заводом им. Октябрьской революции в 1953 г. Работал на Московско-Рязанской и Северной железных дорогах до 1982 г. Использовался в качестве котельной предприятия «Комиавтострой».


40. Грузовой электровоз ВЛ8-1522. Конструкционная скорость 100 км\ч. Электровозы ВЛ8 строились с 1953 по 1967 г. Новочеркасским и Тбилисским заводами построено более 1700 шт.


41. Грузовой тепловоз ТЭ2-414. Конструкционная скорость 93 км\ч. Построен Харьковским тепловозостроительным заводом в 1954 г. Работал на Западно-Казахстанской, Октябрьской ж.д.


42.


43. Пассажирский паровоз П36-0251. Конструкционная скорость 125 км\ч. Построен Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В. Куйбышева в 1956 г. Последний пассажирский паровоз построенный в России. Работал на Куйбышевской, Северной, Дальневосточной ж.д. С 1982 г. использовался в качестве котельной на заводе «Дальводреммаш» в г. Уссурийске.


44.


45. Грузовой электровоз ВЛ23-001. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом им. С.М. Буденного в 1956 г. Работал на Томской, Западно-Сибирской, Октябрьской железных дорогах.


46. Маневровый тепловоз ВМЭ1-043. Конструкционная скорость 80 км\ч. Построен заводом “Ganz-Mavag” (Венгрия) для СССР в 1956 г.


47. Грузовой тепловоз ТЭ3-1001. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Коломенским заводом им. В.В. Куйбышева в 1956 г. Работал на Северо-Кавказской ж.д.


48. Промышленный тепловоз ТГМ1-575. Построен Муромским заводом им. Ф.Э. Дзержинского в 1960 г. Первая советская серия тепловозов для промышленности и маневровых работ, с 1956 по 1972 гг. построено более 3000 тепловозов.


49. Пассажирский тепловоз ТЭ7-013. Конструкционная скорость 140 км\ч. Спроектирован на основе грузового тепловоза ТЭ3 для вождения скорых пассажирских поездов. Тепловозы строились Харьковским тепловозостроительным заводом с 1957 г. Выпущено около 100 шт. Эксплуатировались на Октябрьской, Северной, Юго-Западной, Юго-Восточной, Львовской ж.д. Обслуживали скорые и пассажирские поезда на участке Ленинград – Москва, Москва – Киев и др.


50. Грузовой электровоз ВЛ 22м-1729. Конструкционная скорость 90 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1957 году. Работал на Куйбышевской железной дороге.


51. Маневровый тепловоз ТЭМ1-0026. Конструкционная скорость 90 км\ч. Построен Брянским машиностроительным заводом в 1959 г. Эксплуатировался на Октябрьской ж.д. Один из первых маневровых тепловозов на Октябрьской ж.д.


52. Грузовой электровоз Фк-07. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен в 1959 г. французскими заводами для СССР. Сего в 1959-1960 гг. построено 50 электровозов серии Ф трех различных вариантов. В 1970-е гг. после замены игнитронных выпрямителей на кремниевые электровозы получали обозначение Фк.


53. Пассажирский электровоз ЧС1-041. Конструкционная скорость 120 км\ч. Построен в 1960 г. Заводы Шкода в Чехословакии построили в 1957-1960 гг. 101 электровоз ЧС1, ставший первым серийным пассажирским электровозом на железных дорогах СССР.


54. Промышленный тепловоз ТГМЗ-021. Построен Людиновским тепловозостроительном заводе в 1960 г.


55. Тепловоз-электростанция ТГ3 -016. Построен заводом “Jenbacher Werke” (Австрия) в 1960 г. Оборудован трехфазным генератором мощностью 300 кВт для питания путевых машин.


56. Грузовой электровоз ВЛ60к-065. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1960 г. Работал на Красноярской, Восточно-Сибирской, Северной, Горьковской железных дорогах.


57. Моторный головной вагон электропоезда ЭР10 -206. Конструкционная скорость 130 км\ч. Количество мест для сидения – 112. Построен Калининским вагоностроительным и Рижским электромашиностроительным заводами в 1961 г. Работал на Московской железной дороге.


58. Пассажирский электровоз ЧС2-023. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен в 1962 г. на заводе Шкода (Чехословакия) для советских железных дорог.


59. Маневровый тепловоз ЧМЭ3-001. Конструкционная скорость 95 км\ч. Построен заводом ЧКД (Чехословакия) в 1963 г. Первый тепловоз из более чем пятитысячной серии.


60. Грузопассажирский тепловоз ТГ102-153/169. Конструкционная скорость 120 км\ч. Построен Ленинградским тепловозостроительным в 1963 г. Работал в депо Ленинград-Сортировочный-Витебский до конца 70-х годов.


61. Маневровый электровоз ВЛ41-060. Конструкционная скорость 70 км\ч. Построен Днепропетровским электровозостроительным заводом в 1964 г. Всего в 1963-1964 гг. построено 78 локомотивов этой серии для маневров на сети магистральных ж.д.


62. Грузовой тепловоз М62-1. Конструкционная скорость 100 км\ч. Построен Луганским тепловозостроительным заводом им. Октябрьской революции в 1964 г. Работал на Юго-Восточной, Средне-Азиатской, Львовской, Октябрьской ж.д.


63. Пассажирский тепловоз ТЭП10-163. Конструкционная скорость 140 км\ч. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В.А. Малышева в 1965 г. Работал на Приволжской, Горьковской ж.д.


64. Пассажирский тепловоз ТЭП60-0190. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1967 г. Работал на Октябрьской ж.д.


65. Пассажирский электровоз ЧС4-012. Конструкционная скорость 180 км\ч. Построен в 1967 г. на заводе Шкода (Чехословакия) для железных дорог СССР. Эксплуатировался на Московской, Юго-Западной и Приволжской ж.д.


66. ЭР2-963.


67. Скоростной электропоезд ЭР200-1. Конструкционная скорость 200 км\ч. Построен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. Находился в регулярной эксплуатации на линии Ленинград – Москва с марта 1984 года по ноябрь 2006 года.


68. Пассажирский электровоз ЧС200-002. Конструкционная скорость 200 км\ч. Электровозы ЧС200 №№ 001 и 002 построены в 1975 г. заводами Шкода в Чехословакии для вождения скоростных поездов на линии Москва-Ленинград и стали первыми двухсекционными пассажирскими электровозами железных дорог СССР. В дальнейшем в 1979 г. последовала постройка 10 электровозов ЧС200 №№ 003-012, эксплуатирующихся по сей день и существенно отличающихся от прототипов.


69. Пассажирский тепловоз ТЭП70-0007. Конструкционная скорость 160 км\ч. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1977 г. Работал в депо Орша Белорусской ж.д.


70. Головной вагон дизель-поезда Д1 719-3. Конструкционная скорость 120 км\ч. Число мест - 77. Построен в 1984 г. на заводе Ганц-Маваг (Венгрия) для советских железных дорог.


Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) 15П961 «Молодец» с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) 15Ж61 (РТ-23 УТТХ).
Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в «КБ» Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор академик В.Ф. Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик А.Ф. Уткин.
В 1987-1991 гг. построено 12 комплексов.

71. Агрегат обеспечения. Построен на Калининском заводе в 1986 году. Оборудован четырьмя дизель-генераторами мощностью 100 кВт для обеспечения автономной работы пускового модуля, а также устройства для закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).


72. Вагон - пусковая установка. Вагон построен на Калининском заводе в 1986 году. Сконструирована на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн, оборудованного открывающейся крышей с гидравлическим приводом. Головная часть ракеты разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43 Мт и комплексом средств преодоления ПРО. Дальность стрельбы – 10100 км.

Вагон – командный пункт. Вагон построен на Калининском заводе в 1986 году. Предназначался для несения боевого дежурства в различной степени боеготовности, обеспечивал возможность проведения пусков ракет автономно от КП полка по приказам высших звеньев управления. Оснащен специальным устройством для закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).


73. Тепловоз ДМ62. Конструкционная скорость 100 км\ч. Сконструирован на основе тепловоза М62, выпускавшегося для МПС СССР, строился специально для работы с БЖРК в 1982-1994 гг. Основные отличия от тепловозов М62: бесчелюстные тележки, датчики контроля нагрева буксовых и моторно-осевых подшипников, автоматический пуск дизеля, светомаскировочные щиты, фильтро-вентиляционная установка с патрубком для противогазов, система дозаправки топливом от вагона-цистерны поезда БЖРК, возможность работы по системе многих единиц независимо от места в составе поезда БЖРК. Построен на Ворошиловоградском заводе в 1983 г.


74. Грузовой тепловоз 2ТЭ121-026. Конструкционная скорость 100 км\ч. Самый мощный серийный отечественный тепловоз. 2ТЭ121-026 построен на Ворошиловоградском заводе в 1987 году. С середины 90-х годов работал в путевых машинных станциях Октябрьской ж.д.



Список самых интересных постов журнала

spacespacespacespace




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments